Далеко не всякая некоммерческая организация дойдет до каждого дома в своем городе или селе, а в сельских районах НКО в принципе крайне мало. Не все добровольцы доедут до дальних уголков своего региона. Часто оказывается, что те, кто может увидеть пожилого человека, нуждающегося в помощи, понять, какая ему нужна поддержка и предложить ее -это соседи.
Поэтому крайне важно развивать соседские сообщества; включать людей, проживающих рядом, в активную деятельность, давать возможность увидеть собственные ресурсы и возможности в деле помощи своим соседям.
В этом проекте - «Помощь пожилым людям и соседские сообщества» ведущие эксперты в теме соседских сообществ и помощи старшим рассказывают о практиках активизации соседских сообществ, взращивания их ресурса помощи, поддержки и настоящего добрососедства.
Татьяна Акимова, руководитель коалиции НКО «Забота рядом», руководитель Альянса «Серебряный возраст», исполнительный директор БФ «Хорошие истории»:
В центре системы общественной заботы - пожилой человек, который нуждается в помощи. В силу возраста и состояния здоровья он все меньше и меньше способен сам позаботиться о себе: часто не может дойти до магазина или донести тяжелые продукты, плохо передвигается по квартире и утрачивает важные бытовые навыки, не справляется с современными гаджетами и электронными системами вроде «Госуслуги».
Помощь, которая оказывается в рамках государственной системы - социальных служб - не покрывает всех потребностей. Определенные услуги пожилым людям могут оказывать участковые врачи, почтальоны, представители других ведомств. Но потребности старших сейчас больше, чем этот объем помощи, и здесь очень важно участие НКО, волонтеров, ТОСов, соседей.
В этой мультисубъектной модели общественной заботы важно удерживать фокус на пожилом человеке, видеть его реальные нужды. Ведь они разнообразнее, чем продукты и лекарства. Поэтому всем участникам системы надо видеть друг друга и активно взаимодействовать.
Например, НКО или волонтеры, которые выявили пожилого человека, нуждающегося в помощи, передают его социальной службе или медицинскому учреждению, в случае объективной невозможности это сделать - изыскивают другие ресурсы через собственные каналы или через других субъектов системы.
В свою очередь, участковый врач, наблюдающий пожилого человека, может смотреть шире медицинской области и подключать к помощи пожилому человеку социальные службы и НКО. Идеальная инфраструктура общественной заботы - координационный центр и общая информационная система. Координационный центр собирает всю входящую информацию, загружает ее в общую систему, распределяет между исполнителями, при необходимости помогает различным участникам наладить совместную работу. Все участники видят запросы, их исполнителей, их статус.
Пример подхода к реализации модели общественной заботы
Чебоксарский Центр обслуживания населения Республики Чувашия занимается помощью пожилым людям, при этом развивая «серебряное волонтерство». Город разделен на 14 ТОСов, и специалисты Центра еще и являются социальными участковыми ТОС. Они выявляют пожилых людей, нуждающихся в помощи, привлекают добровольцев, соседей.
Если Вам интересна эта тема и вы хотите узнать больше, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 89268507847 или напишите письмо на почту proekt-ds@mail.ru. Спасибо.
- Главная
- Для жителей
- Новости и репортажи
- Помощь пожилым людям и соседские сообщества 2023
Помощь пожилым людям и соседские сообщества 2023
22 мая 2023, 11:20